Eleni, спасибо тебе за доверие! Попробую ответить всем по порядку. Но сразу хочу сказать, что напишу то, чему меня или научили или я прочитала, т.е. мои слова не шаблон, стоит все же во всех церковных вопросах советоваться со священником т.к. он поставлен на то, что бы отвечать на подобные вопросы. А я всего лишь простой человек, который может, знает в этом направлении чуточку больше, и мои слова, скорее для того, чтобы направить вас в нужное направление, а там уж делайте выбор сами. При этом каждый священник, как и каждый человек, имеет свое мнение и свой взгляд на один и тот же вопрос и может ответить по своему.
Начнём с главного:
Благословение родителей и
ВСТРЕЧА родителей уже мужа и жены с хлебом и солью два разных мероприятия.
Как известно, благословение берут ДО начала какого-либо действия, в нашем случае
ДО Свадьбы, по этой причине встреча караваем - это скорее встреча в семье жениха - невесты, а если точнее, то уже его жены. И в данном случае уместны слова приветствия со стороны родителей жениха к их новой невестке, дочери и жены их сына. Эти слова, конечно, идут от сердца, и шаблона никакого нет. А
БЛАГОСЛОВЕНИЕ у родителей берется
ДО свадьбы. Можно приурочить это ко дню торжества, а можно сделать задолго до свадебного дня, после того, как было сделано предложение и жених, например, идет просить руки у родителей невесты (заранее предупредив, что он придет, чтобы подготовиться к подобному роду действию), тут же и благословение (вспоминаем фильм «Барышня-крестьянка»).
Из истории: Прежде в выборе жениха или невесты учувствовали родители. Позже у родителей брали благословение, а выбор оставляли за молодыми людьми. Из этих слов мы еще раз находим подтверждение тому, что благословение берется
До свадьбы. Опыт Церкви так же показывает, как отражается благословение родителей на жизни семьи. «Благословение отца утверждает домы детей» (Сир.3,9). Понятие родительского благословения не совсем укладывается в рамках нашего разума, потому что относится к понятиям духовным. И независимо от того, принято или не принято, современно или устарело, умны ли, понятливы ли сами родители, - родительское благословение есть величайшее благо, и пренебрегать им – безумие.
Что должны говорить родители, благословляя своих детей на брак?
Natalya выше писала следующее:
"Как церковь непоколебима и неразрушима, вера крепка, медовуха сладка, так бы и раб (имя) с рабой (имя) были неразлучимы и непоколебимы. Без друг друга не могли быть, порознь не могли жить, ни дня, ни часа с этого раза, от свадебного стола, как я, раба (имя мастера), наговор прочла. Аминь. Аминь. Аминь."
Не хочу тебя обидеть, но где ты нашла эту «молитву»? Эти слова не относятся к Таинству Венчания 100%, эту «молитву» ты так же не найдешь не в одном Православном молитвослове, подтверждают это следующие слова:
«Без друг друга не могли быть, порознь не могли жить, ни дня, ни часа с этого раза, от свадебного стола, как я, раба (имя мастера), наговор прочла» Которые явно свидетельствуют именно о наговоре, а не молитве, а их, как известно обычно читают бабки-гадалки и заговорщицы, а не священник Православной Церкви. К молитве они никакого отношения не имеют, и поэтому лучше к ним не прибегать. И еще совет: если Вы что-то нашли в Интернете касающееся Священного Писания, Предания или молитв, то после этих слов в конце, обычно указывается место от куда эти слова (см. пример выше).
То, что родители обычно благословляют молодых двумя иконами, а именно: икону Богородицы, которую обычно держит мать, и Господа Вседержителя, икону которого держит отец - верно. При этом они могут не читать какую-то особую молитву, т.к. если пара будет венчаться, то священник во время Таинства произнесет все необходимые молитвы и слова. А родители, как выше писали многие, могут произнести слова от чистого сердца, но, конечно, не путая благословение с разного рода вещами абсолютно не относящимися к Таинства Церкви. Здесь скорее будут уместны слова и пожелания тех добродетелей, что обычно проповедует и желает приобрести Церковь, а это может быть – терпение, та же любовь.
Слова «любовь», «любить» употребляются во множестве значений. «Люблю грозу в начале мая…», «Я Вас любил…» и др. Любовь же – дар Божий. «Потому что Любовь от Бога», - говорит апостол Любви - Иоанн Богослов. Как и любой дар, этот дар можно принять, а можно отвергнуть, можно хранить, а можно и потерять.
Еще одно подтверждение тому, что родители могут говорить напутствия от сердца: В словах Апостола Павла, читаемых на браковенчании, заключено все, что можно порекомендовать брачующимся для принятия сохранения этого дара любви.
Еще одно пожелание: «Совет да Любовь». Это состояние любви возможно только в браке.
«До брака, - писал о. Александр Ельчанинов, - человек скользит над жизнью, наблюдает её со стороны, и только в браке погружается в жизнь, входя в неё через другую личность. Это наслаждение настоящим познанием и настоящей жизнью дает то чувство завершенной полноты и удовлетворения, которое делает нас богаче и мудрее». Эти слова тоже можно произнести родителям на благословении, конечно, не как от себя, но все же, выбрать для себя главное.
И напоследок, важные и главные слова, произносимые священником на Таинстве Венчания, из которых можно выбрать для себя что-то, и, не читая молитв родителям дать напутствие молодым собирающимся вступить в брак: …Священник просит Господа в молитвах – мирную жизнь, долгоденствие, целомудрие (здесь скорее всего имеется в виду супружеская верность), друг ко другу любовь в союзе мира, семя долгожизненное, о чадах благодать, единомыслие душ и телес, единомудрие…
И еще нашла хорошее пожелание совета и любви Святителя Василия Великого для тех, кто хочет соединиться или уже соединен в браке: «Любите… хотя вы чужды были друг другу, когда вступали в брачное общение…» Даже этих пары слов хватит, чтобы родителям благословить детей на вступление в брак.
Использовала книгу протоиерея Сергия Николаева «За утешением к батюшке».