Как логопед по образованию скажу, что 4 года это уже много. К 5 годам должны правильно произноситься все звуки + грамотное использование слов, словосочетаний и правильное построение простых предложений.
1. Необходимо побуждать ребенка заговорить. Возможно он не видит смысла в утруждении себя этим сложным занятием - разговором. Зачем, когда его просьбы и так исполняют. Как нам преподаватель рассказывала мальчик не разговаривал до 4 лет, в один прекрасный момент его начали обвинять в какой-то шалости, которую он не совершал ну он и возмутился типа это вообще не я. На вопрос, а почему ты раньше не разговаривал? он ответил скромно "а вы не просили"
Давайте ему понять, что его баба и дуду Вы не понимаете. Условно: просит он игрушку, а Вы ему даете все, что угодно, но только не её и приговариваете "я не понимаю что ты говоришь, я не понимаю что ты просишь" (Все это, конечно, надо включать постепенно).
2. Если что-то более сложное, то начните с звукоподражания. Есть замечательные книги с озвучкой. Корова - мууууу, козочка - бееее, более сложное петух - кукареку (это уже длинное слово, требующее подготовленной базы). При успешном звукоподражании переходите к называнию слов (рот, ухо, нос) Обязательно показывайте предмет который называете. Гланое, чтобы малыш начал за Вами повторять. Превратите это в игру.
3. Включайте много занятий на развитие мелкой моторики (пальчиков) Это стимулирует речевой аппарат. Пуговички, молнии, мешочки с разными наполнителями, кусочки различных материалов (мех, лен, дерево, металл) Паралельно будете пополнять словарный запас ребенка называя предметы, их цвет, материал, какие-то элементарные и основные функции.
4. Обратитесь к логопеду. Для определения проблемы и построения системы занятий под конкретного ребенка.