О чем собственно обсуждение? О правах и обязанностях клиента и стилиста?
Имеет ли клиент претензии к стилисту? - Нет, потому что фактически не пользовался его услугами?
Имеет ли стилист претензии к клиенту? - Возможно, поскольку остался без заказа и соответственно прибыли.
С правовой точки зрения:
Гражданский Кодекс:
Статья 153. Понятие сделки
Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Статья 158. Форма сделок
1. Сделки совершаются устно или в письменной форме (простой или нотариальной).
2. Сделка, которая может быть совершена устно, считается совершенной и в том случае, когда из поведения лица явствует его воля совершить сделку.
3. Молчание признается выражением воли совершить сделку в случаях, предусмотренных "законом" или соглашением сторон.
Статья 159. Устные сделки
1. Сделка, для которой законом или соглашением сторон не установлена письменная (простая или нотариальная) форма, может быть совершена устно.
2. Если иное не установлено соглашением сторон, могут совершаться устно все сделки, исполняемые при самом их совершении, за исключением сделок, для которых установлена нотариальная форма, и сделок, несоблюдение простой письменной формы которых влечет их недействительность.
3. Сделки во исполнение договора, заключенного в письменной форме, могут по соглашению сторон совершаться устно, если это не противоречит закону, иным правовым актам и договору.
В силу того же гражданского кодекса определены конкретные случае, когда должен быть заключен письменный договор, а также договор требующий государственной регистрации. Одно из условий письменного договора - цена - неотъемлемая часть возмездного договора на оказание услуг. Поскольку средняя цена (нормальная, не заоблачная) не превышает 10 МРОТ (1 МРОТ 4611 рублей), данный вид сделки может быть заключен устно.
При этом устная сделка ничем не хуже письменной, стороны также должны исполнять свои обязательства.
Итак, стилист должен был оказать услугу, а клиент должен был ее оплатить.
Услуга не оказана, оплата не производилась.
Вопрос только в том, что стилист остался без работы. В принципе, что он вправе требовать возмещения убытков.
Кроме того, в силу:
Статья 310. Недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательства
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных "законом". Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Статья 15. Возмещение убытков
1. Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
2. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
Но для возмещения убытков предусмотрен судебный порядок, а судебные тяжбы не самое приятное дело.
И вопрос что лучше? Оказать клиенту не ту услуги и нести ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств, испорченное настроение и праздник или просто не браться за оказание таких услуг.
Считаю, что надо просто оставаться людьми, тщательно проговаривая все условия сделки: дата, время, стоимость, и непосредственно услугу. Ну хочет клиент не красную помаду, а розовую. Пусть будет так. Просто обговорите это, пусть даже и устно, не закрепив письменным договором. Ведь невозможно визажисту прописать в договоре все: и цвет теней и толщину подводки и интенсивность нанесения румян.
Сумбурно. Забыла уже о том, что писала в начале. Сейчас отправлю - перечитаю, может я что не так написала. :)